Previous Entry Share Next Entry
Культурно-идеологическое наследование Третьего Рейха
dark_templar
zeitvonewigkeit


В отличие от двухкомпонентной модели Второго Рейха (промышленники Рура и остэльбские юнкера – см. здесь) в создании Третьего Рейха присутствует третий компонент - немецкая интеллигенция, обратившаяся к германскому мифу. Именно это слагаемое породило множество тайных оккультных организаций, среди которых мы видим и Общество Листа, и Германенорден, и Общество Туле. Это новое творческое начало встретилось с первыми двумя в Баварии во время борьбы с Советской Республикой.



В идеологическом направлении у них была одинаковая стратегия, им нужно было перевести классовую проблематику в национальную и доказать, что не буржуазия виновница всех бед, а евреи и прочие антинациональные силы. В этой работе у них возникло своеобразное разделение труда. Военные вели агитацию в военных лагерях, через которые проходили возвращающиеся с фронта солдаты. А такие группы как Общество Туле создавали множество трудовых комитетов, групп и партий, которые вели работу среди рабочих. Одной из множества таких организаций была Немецкая Рабочая Партия, к названию которой потом было добавлено Национал-Социалистическая.

Интересной представляется возможность проследить происхождение данного движения интеллектуалов, которое обозначается термином “фёлькиш”. Данное течение было популярно у немецкого студенчества. Можно предположить наличие связи с таким литературным течением как “Буря и Натиск”.

Можно задаться вопросом том, есть ли перспектива соединить это движение немецкой мысли с культурно-идеологическим наследием Тевтонского Ордена? Одну из таких возможностей предлагает французский историк Эрнест Лависс в своей работе “Очерки по истории Пруссии” от 1879 года.

Лависс указывает на то, что лучшие умы Пруссии находили себе применение в администрировании, армии и дипломатии и не участвовали в литературном движении XVIII века. А в маленьких немецких землях живой, не вымуштрованный по-прусски, немецкий ум находил свое выражение в науках и искусствах: в поэзии, прозе, музыке, театре, живописи и пр. Политическая жизнь старой Германии была крайне убога, и немецкая мысль уносилась “естественным порывом в высшие сферы”, в которых и “заблудилось”, потому как, “желая завоевать небесное царство, она потеряла из виду земное”.



Построив “в облаках германскую империю”, и увидев реальное унижение своего отечества, их взгляды обратились туда, где была сила - мощная государственность Новой Германии – в Королевстве Прусском. Немецкая Душа устремилась к могучему Телу и соединилось с ним. Точкой соединения “национального немецкого гения” с “прусской военной силой”, по мнению Лависса, было создание Берлинского Университета.
Возможно именно там, в этом университете, и находятся истоки того течения, которое получит название “фёлькиш” и породит “новый германский миф” и множество тайных организаций.




  • 1

А как же Чемберлен?

Если вы собираетесь исследовать идеологические корни именно третьего рейха, то, на мой взгляд, нельзя упускать из виду такого человека как Хьюстон Стюарт Чемберлен, которому поклонялись и Гитлер, и Розенберг. С другой стороны он считается одним из идеологов фёлькиш. С третьей -- он горячий поклонник Вагнера (Вагнер -- член Бури и Натиска), много писавший о творчестве Вагнера, и его зять. И идеолог фёлькиш. Связь налицо.

Отошлю к книге Келлога "Русские корни нацизма", там в первой же главе дан краткий обзор истоков нацистской идеологии с кучей ссылок, где об этом подробнее. На мой взгляд, Ваша работа сильно выиграет, если вы обратите внимание и на эти ссылки.

Re: А как же Чемберлен?

Важная персона, согласен!

А можно ли считать, что Чемберлен был учеником Вагнера? Наверное, нет...
Вообще, был ли кто-то, кого Чемберлен считал своим учителем?
По фёлькиш можете посоветовать достойные ознакомления источники?
В книге Келлога есть о фёлькиш? Судя по названию, там исследуются русские (белоэмигрантские) корни, а не сами немецкие.

Re: А как же Чемберлен?

В книге Келлога о фёлькиш есть, но кратко и обзорно (страниц 12 всего). Но, поскольку это научная работа, то в кратком обзоре есть ссылки на источники, и можно поискать их.
Был ли Чемберлен учеником Вагнера -- вопрос интересный. Смотря что иметь в виду под "был учеником". Конечно, Чемберлен не композитор, а музыкальный критик. Но жил он с Вагнером бок о бок, был горячим поклонником, и, скорее всего, идеи Вагнера прекрасно знал. Но поскольку Вагнер -- композитор, а Чемберлен -- нет, то, пожалуй, что и не ученик.

Считал ли кого-то Чемберлен учителем -- это надо поискать его автобиографию или его книги, в предисловии обычно выражаются благодарности, в том числе и учителям. В принципе, идеи Шопенгауэра ему были не чужды, но личного общения вроде не было.

Конкретно фёлькиш -- не моя поляна, просто при изучении белоэмиграции пришлось читать и о них. Могу лишь сказать, что достойные источники отличаются от беллетристики наличием у автора специальности историка и богатыми ссылками на архивы, а не на другую беллетристику. Вот если в работе по фёлькиш есть ссылки на финансовые отчёты организаций, то можете быть уверены -- автор дотошный.

Re: А как же Чемберлен?

спасибо!

Надо сказать (И вы это подтверждаете далее в своем тексте) что весь творческий потенциал и национально-мистическая подоплека идеологии Третьего Рейха вполне успешно вызрела и расцвела уже в конце века в Рейхе Первом. Достаточно посмотреть росписи в знаменитом имперском пфальце Гослара, где вся история Германии аллегорически выведена на уровень "Объединение сначала Германии, а затем - Европы ..."

Могу я Вас попросить, подкрепить утверждение ссылками на источники? Что можно почитать по этой теме?

Конечно:
Josef Arthur de Gobineau - Le Moral et Intellectuel Diversite Des Races
Фридрих Ратцель - "Жизненное пространство" и "Политическая биорафия"
Sheila Faith Weiss.- Race Hygiene and National Efficiency. The Eugenics of Wilhelm Schallmayer
Volttmann Ludvig - "Die Germanen und die Renaissance in Italien", – "Die Germanen in Frankreich".
Anna Bramwell: - Blut und Boden, В книге: Deutsche Erinnerungsorte, Hg. Etienne Francois und Hagen Schulze, Band 3, C.H. Beck
Götz Aly, Susanne Heim: - Vordenker der Vernichtung. Auschwitz und die deutschen Pläne für eine neue europäische Ordnung
Florian Krobb.- Erkundungen im Überseeischen: Wilhelm Raabe und die Füllung der Welt
Jane Russel, Peter Rughe - The historical sources of creation and takeover in Germany. The shadow of the Nation.
Hellmut Andics: Gründerzeit, Wien: Jugend und Volk.
Ну, а закат Европы, понятно, у Шпенглера обозначился в 1922 году.

Фундаментально! =)

Внес в свой список, спасибо.
Однако, мне сейчас доступно только то, что переведено с немецкого.

Гёте тоже входил в "Буря и Натиск"

Да, я знаю.
Знаете ли Вы что-то о мистической компоненте этого движения?
Многие ведь из них писали про Фауста, откуда такое внимание к чернокнижнику?

немцы все ушли в ЛГБТ, может дух где и остался, но количественного ресурса, способного повлиять на исторические процессы, уже нет. Ауфидерзеен рейхи.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account