Previous Entry Share Next Entry
Эх, ребята, все не так – все не так ребята...
dark_templar
zeitvonewigkeit



На сайте информационного агентства ТАСС натолкнулся на новость об опросе граждан, который провел ВЦИОМ. Опрос посвящен проблематике жизненных целей, исследовалось то, как граждане оценивают важность той или иной цели в своей жизни. Особенно ценно то, что есть возможность сравнить с результатами такого же опроса, проведенного на закате первого СССР – в 1989 году. Мне стало интересно, и я нашел результаты опроса на сайте ВЦИОМ — здесь.

Я не социолог, но оставить без интерпретации эти данные не хочу. Если кто-то предложит другие версии, то милости прошу.

Первое, что бросается в глаза, так это то, что все(sic!) предложенные к рассмотрению цели получили более высокое значение. Почему это так? Наши соотечественники стали более ответственно подходить к жизни? Предположим маловероятное и допустим, что такой фактор оказывает влияние, но не он один повлиял на то, что частота ответа «Особенно важная цель» поднялась у всех вариантов-целей. Например, предложена к рассмотрению такая цель: «Путешествовать, видеть много нового, интересного». Я не вижу здесь влияние роли ответственности.

Лично я готов предположить, что это связано с возросшим потребительским отношением к жизни. Респонденты рассматривали каждую цель, как пункт в меню, не думая о том, чем за это надо платить. Что усилия направленные на достижение одной цели, требуют снижения приоритета по другим направлениям. «Материальный достаток»? — Да, это очень важно, хочу! «Здоровье»? — да, это мне очень нужно, хочу! «Семья»? — Да! «Дети» — Да, хочу! «Профессионализм»? — да, необходимо!

Однако, статистика разводов, демографии, здоровья нам скажет о том, что по этим показателям мы не сопоставимы с 1989 годом. То есть мы наблюдаем разрыв: реальная достижимость цели уменьшилась, но декларируемая важность этих целей возросла.

Мне видится, что здесь возможны 2 варианта. Первый я упомянул выше: цели ставятся, но усилия не прикладываются. Но есть и второй вариант, который может быть интереснее: и цели ставятся, и усилия прикладываются, но объективные обстоятельства таковы, что достичь поставленных целей нашим современникам значительно труднее, нежели позднесоветским гражданам. Одного этого достаточно, чтобы вынести приговор постсоветской реальности! Но пойдем дальше.

Обратная сторона недостижимости выражается в том, что на вопрос: «что самое главное в жизни», человек перечисляет именно то, чего ему не достает. Под этим углом особенно интересно посмотреть вот эти варианты:

«Добиться духовного совершенства»

1989 г.

2015 г.

1) Особенно важная цель

34%

71%

2) Не самая важная цель

35%

24%

3) Затрудняюсь ответить

31%

5%

Значит с духовностью проблемы (что там со статистикой по насилию, суицида, семейных разводов и пр)?

А вот самый «изюм»:

«Жить в согласии со своей совестью»

1989 г.

2015 г.

1) Особенно важная цель

75%

90%

2) Не самая важная цель

11%

8%

3) Затрудняюсь ответить

14%

2%

От скверной перестройки 75% прыгнули на постсоветские 90%. И по поводу чего же вину все ощущают? Что заставляет идти против совести? Если это массовый процесс, то он связан с объективной реальностью. Так что в нашей объективной реальности такого, что совесть у людей болит больше прежнего?

Основатель третьей венской школы психологии Виктор Франкл доказывал тезис, что человек зацикленный на стремлении к личному счастью, обречен на несчастье. Почему же все замкнулись на своем маленьком мирке. Говорю «маленьком», потому что он не может быть большим при таком замыкании. Что является той частью большого мира, от которого мы отказались?

Мы отказались от Мечты...


  • 1

ВЦИОМ и Франкл

Очень интересный текст, спасибо!

Совесть для Франкла была очень важной категорией. Он считал её органом смысла. Насколько я его понял, "больная совесть" говорит о утере смысла (вообще или на каком-либо шаге, конкретном действии), преступлении против него. Поэтому переход от "жить в согласии со своей совестью" к личному счастью и утере мечты мне кажется недостаточно разработанным. Притом, что переход от 75% к 90% в "оптике Франкла" однозначно говорит о возросшей востребованности к праведной жизни.

Материал очень показательный и метод верный. Планируете продолжать работать по этой тематике?

Re: ВЦИОМ и Франкл

Я не социолог, поэтому социология как таковая не находится в фокусе моих интересов. В этом смысле долгосрочных планов у меня нет.
Что касается дум о России, то куда же без них...

Я тогда по полю, вдоль реки.
Света - тьма, нет бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги - лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той -
Плаха с топорами.

Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.
И ни церковь, ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account