Previous Entry Share Next Entry
Первая попытка: Киликийское царство
dark_templar
zeitvonewigkeit
Первая основательная попытка Тевтонского Ордена закрепиться на территории была осуществлена в Киликии


Киликийское царство всегда находилось под постоянной угрозой мусульман с востока, поэтому стремилось заручиться поддержкой усиливающихся крестоносцев в деле обороны своих рубежей, старясь при этом не провоцировать ослабевающую Византию. С этой целью правитель Киликии князь Левон II принес вассальную клятву императору Священной Римской Империи Генриху VI. В январе 1198 года уния была утверждена архиепископом Майнца Конрадом, который короновал в Тарсе армянского князя Левона II, который с этого момента стал королем Львом I.

Этот архиепископ был среди тех, кто в марте 1198 года основал Тевтонский орден и можно предположить, что благодаря его усилиям наладились отношения ордена с Арменией. Немецкий историк Курт Форстройтер (Kurt Hermann Forstreuter)[1] считает, что именно он способствовал налаживанию отношений между Киликией и Тевтонским орденом. В булле от 27 июня 1209 года папа Иннокентий III упоминает среди прочих владений ордена два поместья поблизости от Тарса (столицы Киликийской Армении): Кумбетфор и Айун.
Владения Ордена в Киликии увеличились, когда в 1211-1212 гг. 4-й великий магистр Герман фон Зальца предпринял поездку в эту страну, в которой его приняли с большим почетом. Итогом этой поездки было жалование Ордену владений на территории Королевства. В соответствии с грамотой Льва I ордену передавались: замок Амуда, поместья Сеспин и Буквеквия. Ордену также предоставлялась свобода передвижения и торговые привилегии на всей территории Киликии. В булле от 24 февраля 1213 г. Иннокентий III утвердил это пожалование.

Позже были также получены и другие “активы”. Так, в грамоте короля Хетхум I от 22 января 1236 г., передавались в орденское владение город Харуния, три аббатства и 20 земельных поместий. Город передавался со всеми мельницами, а находился на восточной границе королевства, будучи под постоянной угрозой мусульманского вторжения. Этот шаг Короля преследовал цель создания защитной оборонительной системы, а Ордену эта местность открывала возможность для покорения новых восточных территорий в процессе борьбы с неверными.

По мнению Форстройтера, Харуния с окрестностями и Амуда могли стать экономическим и политическим ядром, с которого рыцари могли начать поэтапную экспансию по направлению к пограничным мусульманским территориям. Однако, реальное положение дел было таково, что эта потенциальная возможность не была реализована. Причинами этого называются разные обстоятельства. Во-первых, отсутствие сил, так как все резервы пришлось бросить на испанское направление и в Пруссию, а во-вторых, на Ближнем Востоке было трудно проводить в жизнь свою политику в виду конкуренции со стороны двух других крупных Орденов.

Постепенно Орден отступал с этого направления под натиском превосходящих сил противника. В 1266 г. мамелюки султана Бейбарса пошли на Киликию. После разгрома киликийской армии севернее Антиохии, мусульмане продолжили наступление на север и осадили замок Амуда. Замок тевтонских рыцарей был взят штурмом и сожжен, все мужчины перебиты, а женщины уведены в полон. Это была серьезная потеря для Ордена. Тем не менее, он продолжал сохранять свое присутствие в Киликийском царстве, не смотря на угрозу новых вторжений. Одно из последних упоминаний о присутствии Ордена в Армении датируется 1271 годом. Дальнейшая история немецких рыцарей неизвестна, возможно, они сохраняли свое присутствие и после падения Акры в Палестине в 1291 году. Однако в 1375 году Киликийское царство постигла та же участь, она пала под натиском мамлюков.


  • 1
а были у этих тевтонов победы или они на своей территории только геройствовали?

Покорение Пруссии и успешный геноцид пруссов можно считать победой?

Они завоевали землю, на которой потом образовалась та Пруссия, которая впоследствии была лидером объединения немецких земель во Второй Рейх.

невелика победа, больше понтов и разговоров типа самопиара

Польша в свое время не смогла создать централизованное государство, в результате была разделена между другими державами. В итоге государственной культуры не сложилось и она до сих пор ведет немудрую политику. А вот с Германией ситуация лучше, взять то же ее положение в Европе. А ведь могла бы быть чем-то вроде современной Италии, то есть малозначимым фактором в мировой политике. Не было бы Тевтонского Ордена - не было бы Прусского Королевства, не было бы Прусского Королевства - не было бы Германии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account