Previous Entry Share Next Entry
О типах связей между закрытыми группами - 2
dark_templar
zeitvonewigkeit
В прошлый раз мы остановились на описании прямой (оргструктурной) связи между закрытыми обществами.



Кроме прямых есть и другого рода связи между коллективными субъектами, отстоящим друг от друга на большом промежутке времени, которые мы можем попытаться установить.

Самой зыбкой является декларативная преемственность. Например, кто-то может себя назвать опричниками (как неоевразийцы), но это не значит, что они тянут нить от Годунова или Скуратова.



Эта связь самая несущественная, особенно в наше постмодернистское время (La Société du spectacle), когда каждый может придумать себе любое название, не заботясь о том, что его самоназвание будет признано обществом. Не исключаю, что такие декларативные связи могут выдаваться любителем конспирологии за самые настоящие, вводя читателя в заблуждение. Здесь исследователь может стать жертвой спекуляций не автора, а самого исследуемого субъекта, поверив его декларации.

Такая связь достойна рассмотрения только тогда, когда за декларацией следует какое-то объективное подтверждение приверженности целям и идеям своими действиями (подтверждение права на наследие). Турки хотели стать Римом - они взяли Константинополь. Русское Царство для этого имело династический брак с последними императорами Византии - Палеологами. Императору Священной Римской Империи нужно было короноваться в Риме.

Новый Рим (Константинополь)

Помимо описанных двух видов связей я могу предложить к рассмотрению еще две.

Преемственность родовая, семейная, клановая и классовая. Идентичность может быть и у элитной группы. Эта группа может менять форму, сохраняя при этом ядро. Если мы можем говорить о классовом сознании, тогда что же нам помешает говорить о клановом сознании? О коллективном сознании определенной группы, например военной касты или прусских юнкеров? Баварской интеллигенции или рурских промышленников?

При исследовании в этой области, как мне кажется, нужно делать упор на политических и экономических интересах.

Последний тип связи для рассмотрения, который я предлагаю, - это связь культурная, идеологическая, традиционная или, шире, смысловая. Здесь связь между группами через пространство и время осуществляется посредством информационного поля. Если это связь групп из прошлого с группами будущего, то эта связь обнаруживается через тексты. Если какой-то интеллигент был тем, кто запустил фёлькиш-движение в Германии, это еще не значит, что все, кто включились в это движение (как активисты, так и другие интеллигенты), были с этим первопроходцем связаны лично.

Исследование в этой области по большей части должно быть социо-культурным.

Резюмируя, привожу еще раз 4 вида связей, но в порядке уменьшения трудности их выявления:


  1. Оргструктурная

  2. Условно “классовая”

  3. Культурно-идеологическая

  4. Декларативная

Это ранжирование от большей конкретности к меньшей. Что может быть конкретнее для выделения цепи субъектов, как не непосредственная непрерывная связь.

Мы знаем, что биологическая жизнь во времени неустойчива, еще более неустойчив разум, но разумная передача “чего-то” неизменного от разуму к разуму через века еще больше неустойчива! И если она осуществлена успешно, то это говорит об особом качестве этого “чего-то”, что всегда будет интересно исследовать.


?

Log in

No account? Create an account