Previous Entry Share Next Entry
Про выхолощенность идей западных обществ
dark_templar
zeitvonewigkeit
В очередной статье «О коммунизме и марксизме» С.Е.Кургинян знакомит нас с идейным марксистом, британским историком ирландского происхождения Джорджем Томпсоном (1903–1987).



Томпсон упоминается в связи с его описанием того, какие метаморфозы происходят с идеями правящего класса, и того, как правящий класс воздействует на идеи подчиненного класса.

Несколько цитат из статьи, в которой автор пересказывает основные выводы Томпсона:



Итак.

Для повышения производительных сил общества требуется повышение производительности труда. Для этих целей необходимо наращивать специализацию, так как это повышает эффективность производственных операций. И это есть горизонтальное разделение труда. Но разделенный труд должен быть кем-то соединен. Этот кто-то должен не быть специалистом, то есть не должен заниматься непосредственными производственными операциями. Он встает над специалистами и интегрирует их в единый производственный процесс.

То, что он встает над ними, дает ему власть над специалистами. Это есть вертикальное разделение труда: господство одних над другими. Вертикальное разделение труда — это следствие горизонтального разделения труда. Компетенция (когнитивная модель) такого интегратора более системна и абстрактна. Выход за рамки специализации позволяет правящему классу наращивать глубину и абстрактность своих идей.

Однако у этого процесса есть и свои издержки:



Спекуляции – это отрыв от реальности. Спекуляциями могут быть рассуждения человека в отрыве от реального опыта. В экономике спекуляциями называют экономические операции, за которыми не стоит реальное производство, то есть то, что гарантированно связывает с объективной реальностью.

А теперь смотрите.

Запад, как мы знаем, в годы Холодной войны в виду «Красной угрозы» был вынужден пойти на уступки населению и снизить уровень эксплуатации в странах первого мира. Благодаря этому мы увидели такое явление как «средний класс». Сейчас нет СССР, и подкармливать эту прослойку незачем, в результате мы видим, как этот класс тает и тает. Снова происходит поляризация.


Источник

Но вернемся в то время, когда средний класс существовал. За счет чего он существовал? Известно — за счет эксплуатации стран третьего мира. По сути, бремя эксплуатации было географически перераспределено: эксплуатация была вынесена за границы первого мира в границы третьего мира.

На экономическом уровне это выразилось в таком явлении как деиндустриализация стран Запада и перенос промышленности в бедные страны. Экономика развитых стран стала «экономикой услуг», «экономикой знаний», «экономикой информации» и прочее.

Никакая параллель не напрашивается?

Экономика развитых стран стала более спекулятивной и более оторванной от реального производства. И вместе с тем эксплуатация в границах этих стран была сильно снижена.

Вернемся к тезису Томпсона о том, что идеи эксплуатирующего класса становятся более развитыми и абстрактными и через некоторое время становятся более вырожденными. Томпсон, описывая это явление, подразумевает наличие в обществе 2-х классов: эксплуатирующего и эксплуатируемого. Но теперь, когда эксплуатация стала географически распределена, эксплуатируемыми являются другие общества. И теперь общества Западных стран целиком находятся в ситуации вырождения идей. Альтернативные идеи теперь находятся вне национальных границ развитых стран. А раз так, то можно под этим углом посмотреть на те новые ценности, идеи и культурные новшества, которые создает Запад.
Что такое эта борьба за экологию, за устойчивое развитие, ставка на возобновляемые источники энергии, права различных меньшинств и разного рода девиации, постмодерн, чайлд-фри, падение нравов и прочее, если не проявление вымороченности идей и отрыва от процесса преобразования объективной реальности?

В силу того, что западное общество вытеснило эксплуатацию вовне, внутри оно теперь не содержит жизнеспособной(!) альтернативны. Если и может прийти к ним спасение, то только извне. Но пока извне к ним приходит смерть в виде агрессивных и необразованных представителей стран третьего мира.

Ну что ж, им остается только молиться на ex oriente lux.



  • 1
В народе это называют «с жиру бесятся».

Мне в связи с Вашим постом вспомнилась книга Митко Яворски «Пшеничное зерно и океан», а точнее, содержащаяся в ней повесть «Приключения безумной квази-звезды». Вот: http://www.litmir.me/br/?b=227955&p=11#section_4
Там, хоть и под несколько иным углом, тоже про отрыв капиталистического общества от реальности.
Ну и другой момент — мне периодически попадаются под руку на английском (а на иностранных языках я часто читаю и смотрю всякую ерунду ради языковой практики) сюжеты, связанные с путешествием человека в прошлое или условное прошлое — параллельную фентезийную реальность.
Последнее такое произведение переносило в XVIII век женщину из XX. И что я заметила. Из 1945 года человека перенести ещё можно с определённой степенью убедительности. И то ей нужны дополнительные навыки, наличие которых нужно дополнительно объяснять. А вот современного человека Первого мира в поход отправь на два дня — уже нужно всему обучать. Уровень комфорта растёт, уровень жизнеспособности падает. Да и заносит не в ту степь.
Хм, а не написать ли и мне пост?:))

Напишите! Ударим графоманией по нежизнеспособности! =)

Это будет моим новым девизом! :))

Edited at 2016-12-04 09:11 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account