Previous Entry Share Next Entry
Основание Тевтонского Ордена
dark_templar
zeitvonewigkeit
Многие монашеские братства существовали и до эпохи крестовых походов, но именно она породила такое явление как духовно-рыцарские ордена. Наряду с двумя самыми крупными орденами, Святая Земля стала началом Немецкого (или Тевтонского) ордена.
Корни Немецкого ордена уходят в середину XII века между 1-м и 2-м крестовыми походами.



Первое упоминание о нем датируется 1143 [1, стр. 25] годом в папской булле, в которой он предписывает этому братству подчиниться госпиталю иоаннитов, которые в последствии станут известны как Орден Госпитальеров, Иоаннитов, а также Мальтийцев). Иоанниты стремились объединить все госпитали на Святой Земле, монополизировав поступления подаяний в своих руках. Однако из той же буллы мы узнаем, что к тому моменту немецкое братство уже имело госпитали в самой Германии, на которые Иоанниты не могли до конца распространить свое влияние.



В 1187 году Иерусалим пал, перейдя в руки мусульман, и христианские госпитали крестоносцев прекратили свое существование на этой территории. Основание второго немецкого госпиталя в Палестине относится к времени сражений во время Третьего крестового похода, организованного с целью отвоевания Иерусалима. Когда немецкие крестоносцы под руководством погибшего в этом походе Фридриха I Барбароссы стояли на подступах к Акре, граждане (и/или) торговцы из Бремена и Любека [2, стр.17] организовали полевой госпиталь для раненых и больных германских воинов. Произошло это в 1190 году, а в качестве основателя этого госпиталя и первого магистрав документах короля Иерусалима упомянут участник Третьего крестового похода Сибранд (Sibrand).

После восстановления власти крестоносцев на Святой Земле госпиталь, пользуясь поддержкой немецкого дворянства, самого Императора Генриха VI и всей его династии Гогенштауфенов, стал крепнуть и обрастать владениями в Палестине. Это привело к тому, что в 1196 году папа удостоил госпиталь привилегией, освобождающей от власти епископов и позволяющей свободно выбирать себе магистра. [1, стр. 26]

В 1198 году немецкое рыцарство в Палестине достигает новость о кончине Императора Генриха VI, что заставляет их вернуться на Родину. Решая вопрос об возвращении на Совете в Акре в марте, они обратились к папе с просьбой преобразовать госпиталь, поручив ему, помимо ухода за больными, также и войну с неверными. В следующем году папа благосклонно удовлетворил эту просьбу, превратив братство в рыцарский орден по образу и подобию тамплиеров, устав которых и был взят за основу новым Орденом. Что касается ухода за больными, то здесь он руководствовался уставом иоаннитов.[2, стр.17]

Так возник Немецкий Орден, полное название которого звучало как “Братья госпиталя тевтонов в Иерусалиме, посвященного Пресвятой Марии”.

Источники:
[1] Х. Бокман. Немецкий Орден.
[2] Э. Машке. Немецкий Орден.

  • 1
Создаваясь по всей Европе, те или иные ордена играли роль трансграничных инкассаторов для папства, оставаясь на всех территориях современными НКО разного толка.

Возможно это справедливо в отношении госпитальеров и тамплиеров. Но случай тевтонцев особый, так как, в отличие от первых , он был не только религиозным, но и национальным орденом. Они балансировали на канате, натянутом между Кайзером и Папой. В начале это давало им силу (фон Зальца успешно модерировал их отношения), а потом, когда противоречия усилились (гвельфы <-> гибеллины), это больно ударило по Ордену. Они выбрали Кайзера, так как германского в них было больше, чем католического.

Идеологическая псевдоконкуренция орденов характерна для иезуитства в целом и охватывая прочие стороны жизни, как алгоритм, симуляция заметна в выстроенной ими банковской системе, капиталистическом производстве и политических партиях.
Альтернативой и врагом им всегда были и остаются национальные интересы крупных общин, по этому они возвели институт монаршей власти (взамен коллегиальному управлению) чтобы на престол интригами, подменами и переворотами они проводить своих "троянов".

Я когда читал историю созданию первых европейских орденов, то каждый раз задавался вопросом: откуда была заимствована идея соединения духовности и рыцарства? Или это было нечто новое? Мне так не кажется.

Если рассмотреть формально, то тут разные могут быть варианты.

История, как и Природа, может экспериментировать. Почему бы не допустить чисто комбинаторной природы данной вариации? Были ведь и соединения "духовности" и "ремесла" (франк-масоны)

Кроме этой еще можно рассмотреть такую гипотезу: может быть они не то что "соединяли", а просто еще "не разделили"?

Можно рассмотреть также политический аспект. Папы и Короли соперничали за власть. У королей был силовой ресурс, поэтому Папам тоже надо было на кого-то опираться. (В Византии Церковь была спаяна с государством, поэтому ярких примеров наличия там Орденом мы не знаем, так ведь?)

Циничный вариант: для некоторых духовность была лишь фиговым листком, для облагораживания корыстных намерений типа грабежа (например, вероломное взятие Царьграда)

Циничный вариант, я думаю, понравился бы многим современным читателям.
Второй вариант об изначальной цельности - красив, но ведь христианство не сразу обзавелось рыцарями...
Первый вариант (про комбинаторику) - слабоват, на мой взгляд. Обратное доказать, конечно, сложно, но мне не верится в исторический генератор случайных чисел :)
А вот политический аспект - очень интересен и похож на правду.

Интересно, спасибо

  • 1
?

Log in

No account? Create an account